Неизвестно, является ли данная статья "очень каноном", однако на большинстве игр (и полевок, и форумок) именно она берется за основу, так как является самым большим и полным набором информации.
Впрочем, большая часть информации касается Третьей эпохи, однако если вчитаться, можно заметить огромное количество отступлений, дающих информацию о том, что было в предыдущие эпохи.

Автор: Anariel Rowen (by Elwe-Thalanna and Eri)

Общественное устройство

Государство Харад состоит из княжеств (самые большие и известные - Аргханна и Таурханна). Объединяющим началом служат правитель (киртханна - "князь лезвий"), которого еще не называют королем, и Храм (Талхана - "Священная земля"). К третьей эпохе намечаются противоречия между линиями Храма и правителя, ибо и тот и другой борются за светскую и духовную власть. Знамя правителя - две черных змеи, сплетенные в красном пламени.
Должность правителя - судебно-административно-хозяйственная: он предводительствует войском, творит суд, собирает общегосударственный налог - "повинность на воинство" - на содержание армии и гос.аппарата, и распределяет государственные средства. В наших терминах он, скорее, верховный чиновник, а не самодержавный властитель. Правителю подчиняется "властитель клинков" - командующий войском. Эту должность может занимать и сам правитель. У правителя, как и у князей, есть личная военная дружина.

Ранее должность правителя была выборной, но в настоящее время является наследуемой от отца к сыну. Нынешний правитель еще довольно молод, его зовут Нгхаранна, сын Нгхауратты. Вот что о нем рассказывают: "Прежде, когда Народ Солнца крепче держался обычаев старины, старший сын правителя уходил служителем в Талхану, а трон доставался второму сыну. Но Нгхауратта, отец нынешнего правителя, был единственным сыном своего отца. И тогда решили служители Храма: пусть он станет правителем. И случилось по сказанному. Однако ж и у Нгхауратты родился единственный сын, Нгхаранна. И мнил он, будучи горд и надменен, что унаследует трон отца. Но когда вошел Нгхаранна в возраст мужей, родился у него младший брат. И вспомнил Храм о прежнем обычае, но то пришлось Нгхаранне не по нраву. Но младший брат его умер, не прожив и трех лет. И поползли по земле дурные слухи. Тогда отец отправил Нгхаранну путешествовать. И возвратился тот лишь после смерти отца, вместе с молодой женой, дочерью владыки Земли Огня, и занял трон отца".

Храм хранит древнюю мудрость и стародавние обычаи Земли Солнца. Храм и его служители пользуются огромным уважением и влиянием. Служители Храма (которых называют "талла") - обязательные советчики при правителе и князьях, их слово граничит с приказанием. Только договоры и обряды, заключенные и проведенные в Храме, являются законными и нерушимыми. Живет Храм подношениями за обряды. В Храме может укрыться преследуемый - если служитель сочтет это справедливым. Говорят, проклятие служителей всегда сбывается. Есть у Храма и своя дружина и свои, очень хорошие, целители. В Храме хранится священный Меч Предков, он же Меч Правителя. По легенде, он может принадлежать только истинному владыке всего Юга, но пока выдается правителю в время больших войн. По другой легенде, взявший его победит, но сам погибнет.

Общественный уклад - родовой. Строгого сословного или кастового деления не существует, просто бывают роды более или менее знатные. Земледелец может стать воином и наоборот, может отдать сына в княжескую или храмовую дружину - это без проблем. Среди приличных родов выделяются воинские и жреческие. Это деление не слишком строго, но традиционно в воинских родах предпочтение отдается карьере воина (в дружине князей, правителя или Храма), в жреческих - религиозной деятельности. Таким образом, благородный чаще всего либо воин, либо жрец. Впрочем, для благородных является зазорной лишь торговля, они могут заниматься и лекарским делом, и земледелием (последнее, понятно, не о князьях, те должны руководить).

Единственная наследственная каста - кузнецы. Их знак - металлический наруч (один). Они живут на земле правителя и все, что делают, обязаны продавать ему.

"Хорошая женщина - это хорошая жена". Общественной деятельностью женщины почти не занимаются, за исключением самых знатных - они занимаются политикой, и тех женщин, которые становятся служительницами Храма. Брак обычно моногамный, жена не считается собственностью мужа. Хотя у человека и может быть больше одной жены, это не приветствуется у знати. Женщине прилично закрывать лицо вуалью.

Честь, по здешним представлениям, присуща каждому человеку. Она заключается в следовании традициям и выполнении своего долга. Человека, живущего не по чести (вора и т.д.), называют "слабым" и презирают его за то, что он не может справиться с собственными пороками. Тех, кто идет против чести, изгоняют и казнят. Это решают люди и/или король. Серьезная болезнь - тоже слабость. Тяжело и хронически больного (прокаженного, полного инвалида) можно убить. Казни: для благородных - сожжение, для прочих смерть от клинка разными способами, очень редко сбрасывают в пропасть или замуровывают живьем. В отличие от Ближнего Харада, здесь убийство в спину или отравление противника не считаются достойными поступками.

В рабство обращают обычно пленных, обращать в рабов должников и т.д. не является приличным.

Одежда: что-то типа длинных рубашек до колен, широкая распашная одежда с широкими рукавами, пояса, повязки на голову.

ВЕРОВАНИЯ

Вот что рассказывают о происхождении мира:
"В начале мира не было, потом мир стал. И возник он среди Изначальной Тьмы, а как и по чьему слову - то неведомо, и тайна сия велика есть.

В начале было Солнце, пылающее во Тьме. От союза Солнца и Тьмы явилась твердь. И пришли в мир из Тьмы Боги, многие числом, коим надлежало владеть миром. И решили они преобразить мир по замыслу своему, населив его живыми созданиями, что имеют душу, дабы все живущее радовало их. И среди прочих сотворили они людей, которым надлежало быть им верными помощниками в их делах, и всячески служить им. И были люди в те времене бессмертны и сильны телом. И радостным было время то.

Но чем далее, тем более становилось среди людей тех, кто говорили будто люди не слуги богов, но ровня им. И что надлежит и людям, и богам вместе править миром сим: "Не по праву считать нас слугами". Стали люди вести речи против богов. И когда стали те люди велики числом, ушли они воевать с богами и восстали против богов. И говорят, что был среди них некто, звавший себя подателем даров. И был из них наиболее силен, за послушание и внимание обещая многое. Многие почитают его и по сей день.

Сильны были люди и более многочисленны, чем боги, и изгнаны богов за пределы мира. И мир лежал в руинах. Но пред тем как уйти, собрались боги и прокляли мир этот и людей многими из своих проклятий, так что с тех пор стали люди болеть и умирать. И чем дальше, тем короче становились дни людей.

Однако не все среди людей пошли против богов. Были среди них те, что были Детьми Богов от смертных, а также те, кто был с богами во время бунта. Однако ж остались они и не ушли, ибо кровь людей не дала им покинуть эти земли. И бежали Дети Богов, страшась людского гнева, на север и рассеялись там. От богов же сохранили бессмертие, хотя тело их уязвимо. Глаза же их сияют во мраке. И не любят они людей, что восстали против богов, их прародителей, и причиняют людям всякое зло. И оттого ненависти достойны Дети Богов и Морской Народ, что дружен с ними.

Впервые тогда закатилось Солнце, сокрылось. И настала Тьма и убоялись люди. И явились тогда порождения тьмы и злые твари, насланные богами на людей за грехи их. И не было у них иного света кроме огня, что давал тепло и спасал от порождений Мрака. И поклонились они огню и назвали его своим предводителем. Через долгое время вновь взошло солнце. Хотя светило оно и не столь ярко как прежде, поклонились люди лучам его и назвали Солнце Князем над ними, говоря, что нет у них иного бога кроме Солнца. Однако ж с тех пор повелось, что ночь для огня, а день - для Солнца.

Сказали бывшие среди людей мудрые: должно пойти нам вслед за Солнцем. Ибо тогда, быть может, придем мы в те земли, где светит оно ярче. А огонь сохранит нас от зла ночи". По сей причине почитают в Сауртахане Огонь и Солнце, поклоняясь им как неантропоморфным стихиям, и очень сильно не любят эльфов, которые, по здешним поверьям, наводят болезни и крадут детей. Существуют и другие духи, уже не имеющие человеческого облика, которые тоже наводят болезни. Их надо отгонять огнем.

Существует, хотя и не очень распространен, культ Черного Пламени. Среди местных он вызывает уважение, граничащее со страхом. Его адепты весьма уважаемы, но если они навредят, то их могут и убить. Говорят, что сильнейший из них - князь земли Нгхаур-тал-хана (Мордора). Адепты этого культа могут быть и среди служителей Храма.

Верят в загробный мир, куда уходит по смерти душа, но иногда души возвращаются. Говорят, что служители Храма умеют возвращать души в мир.

Обряды и ритуалы

В Храме находится алтарь-очаг, его называют "нгхалла", этим же словом обозначается любой очаг или костер (который обязательно должен быть обложен камнями). Все обряды, имеющие мало-мальское значение, проводятся в Храме!
Службы в Храме бывают на рассвете и на закате. На рассвете - шествие из Храма с огнем. Жрец может сказать слово-проповедь. На закате служительница танцует священный танец. Она может изрекать прорицания. Можно просить танцевать для себя, кого-то и просить о прорицании. Служителей можно просить узреть нечто в огне.

Есть ежегодный праздник основания Города - он же начало календарного года: жрецы выходят из Храма, возжигают священный огонь, и выносят из Храма Меч Правителя. Бывают Храмовые пиршества (хавчик вскладчину).

Новорожденного также приносят в Храм, где служитель дает ему имя. Браки тоже заключаются в Храме. Похороны: кремация - только для благородных.

Воинские обряды: князю присягают после испытания - надо взять раскаленный меч и сражаться им.

Существуют и более мелкие храмы, святилища, которые называются "халла", обычно - при местах естественных выходов природного газа, там горит вечный огонь, но нет постоянного контингента жрецов. На территории такого храма не может быть пролита кровь, оскверненный храм оставляется. Осквернен халла может быть, например, пролитием крови, смертью в нем и т.п.

Последнее время из степи вместе с шаманскими культами стали проникать странные обычаи, вроде обыкновения пить странные настои и воскурять странные зелья, чтобы видеть удивительные сны и говорить с духами и богами.

Экономика

Есть нефть и неугасимые огни. Рубины, сердолики. золото. Золото в торговле не используется, потому что священный металл. Монеты слитками серебряные, но серебря мало, оно нехороший металл (еще один повод для нелюбви к эльфам и нумэнорцам). Железо есть. В основном скотоводство: ламы, овцы. Лошади. Шерсть, молочко, мясо. Свое вино не очень хорошее.

Отношения с соседями

Отношения с Землей Огня (Ближним Харадом) напряженные. Там сильны воинские культы и сословия, они очень сильно отступили от старых традий и считают, что их король должен сесть во главе объединенной Земли Солнца и Огня. Лет 20 назад, когда в Б.Хараде случился бунт против короля, отец нынешнего правителя попытался вернуть "исконные земли", и ради сохранения целостности государства король Ближнего Харада призвал на помощь нумэнорцев из Умбара. Однако нынешний правитель женат на дочери короля Земли Огня.
Отношения с нумэнорцами. Раньше на месте нумэнорской колонии Умбар находилось Святилище Заката. Потом туда стали приплывать Люди Моря и со временем нечестно Уммар захапали, святилище разрушили-разобрали. Сначала считали, что Морской Народ - из хороших земель (раз живет далеко на западе, по пути Солнца), но потом узнали, что те дружат с Детьми Богов, и заподозрили, что Морской Народ и Дети Богов захотят захватить юг. В последовавшей серии военных конфликтов инициатива исходила из Земли Солнца. Храм считает, что нумэнорцев надо прогнать из-за святилища, правитель - потому что они навязывают свои обычаи и хотят захватить юг, простой народ верит, что Морской Народ - злые колдуны (поклоняются серебряному дереву, а серебро - металл нехороший), живут не по-людски долго и не по-людски сильны (значит, родня Богов и Детей Богов), злобные, воинственные, не боятся боли, а еще едят харадримских младенцев.

Мордор считается обиталищем чего-то сильного, а потому - с вященного.

Из степи приходят странные обычаи и шаманские культы, на которые служители Храма смотрят с неодобрением.

Одежда

Одежда: что-то типа длинных рубашек до колен, широкая распашная одежда с широкими рукавами, пояса, повязки на голову. Пояса широкие. Можно носить что-то типа лейна (широкая одежда с разрезом, похожа на халат).Женщинам рекомендуются длинные платья.

Язык

Словарь

нгхалла - алтарь, очаг, костер
Талхана - Храм
тауру - море
халла - святилище
хана - земля, княжество
Умбар - Уммар-та-хана
нумэнорцы, Морской Народ - Таур-ан-хаттар
Мордор - Нгхаур-тал-хана
Все, кто на востоке - халхат

Мужские имена: Кайрталла, Кхатта (ворон), Рханна (волк), Сайиранна (сокр. Саэнна), Сайирхатта ( сокр. Сайэтта), Илханна, Хана-ри-танна, Хастара.

Женские имена: Ирханну, Хайиннар, Сайэннар, Иннару, Халаннар, Хастару.

Обращения:

к князю - тханна, киртханна (так обратится, скорее, воин)
к служителю - талла
к служительнице - таллари
к воину - нгхаурэ, кхиратта или все вместе - кхиратта нгхаурэ
к благородной женщине - танну
к прочим - шара

Приветствие, оно же прощание и боевой клич - нгхайрэ!

Клянутся обычно словом Солнца и Огня, очагом родного дома - "а нгхалла-ри". Воин клянется мечом. Проклятия: "да погаснет огонь в очаге твоем, да придет к тебе в ночи недуг, да испепелит тебя Солнце лучом своим" и т.д. Длинно и возвышенно.

Ругательства:

хивитта (букв. "песчанная лиса")
халисса (букв. "шакал")
иххи (букв. "скорпион")