Государственное устройство Нуменора
Ближайшим аналогом Нуменора как государства является мифическая Логрия короля Артура. Заметьте, не Британия ранних, английских версий, а поздняя Логрия. С поправкой на рыцарство - то есть в Нуменоре не было явно ни культа Прекрасной Дамы, ни массы прочих явлений, составляющих сущность европейского рыцарства (см. Франко Кардини "Истоки средневекового рыцарства"). А вот Святой Грааль в виде поисков бессмертия впоследствии появился. Исторические аналогии я буду привлекать по ходу дела.
Итак, правит Нуменором король божественного происхождения, благословенный валар. В первый период своей истории нуменорцы должны были следовать известным им эльфийским образцам, поскольку у них самих прежде королей не было, а старая система вождей не годилась. Потомки белериандских вождей образовали знать - наследственные правители провинций-пятин, судьи, и т.д. Сама собой напрашивается аналогия с Ирландией - те же пять пятин и королевское владение и т.д. Причем это Ирландия не историческая, а мифическая Ирландия из цикла саг. Судя по всему, король имеет абсолютную власть, ограниченную лишь обычаем и законом, при том, что законы издает король. Иначе и быть не может при такой-то династии на троне. Однако при короле существует Королевский Совет, имеющий совещательный голос. В Совет входят не обязательно самые знатные люди - советников себе избирает сам король по своему разумению, в него входят представители провинций. Весьма силен обычай. Судя по всему, резко, по произволу, ввести закон, который не имеет никакой связи с уже существующими законами и обычаями - дело нереальное.
О системе землевладения трудно что-либо сказать определенное. Судя по "Алдариону и Эрендис", это что-то вроде английской системы копигольдерства, когда земля принадлежит лендлорду, а обрабатывают ее наследственные арендаторы. Возможно также и наличие фригольдеров. Статус городов также неизвестен.
Ремесленники объединены в цеха. Для приема в цех подмастерье должен изготовить шедевр. К примеру, в цеху кузнецов шедевр - это меч. (см. "Описание острова Нуменор").
В конце 7 века ВЭ началась эпоха географических открытий. На первый план выдвинулись мореходы. В 9 веке принц Алдарион создает престижную и привилегированную Гильдию Искателей (точный перевод - Гильдия Приключенцев или Авантюристов). Видимо, существовали и торговые гильдии, и какие-то другие сословные союзы, что-то вроде университетов и школ. Интенсивные контакты со Средиземьем, возобновление связей с эльфами Средиземья вызвали развитие кораблестроения. Тот же Тар-Алдарион занимается восстановлением леса в Нуменоре (разумная экологическая мера, которая позволила предотвратить повальную вырубку в поздние времена).
После Эрэгионских Войн (1695-1700) нуменорцы стали основывать в Средиземье поселения. Начало нуменорской колониальной экспансии относится примерно к 1800 году. В основном нуменорские колонии появлялись по берегам Эриадора южнее Синих Гор. Основное внимание нуменорцев было направлено на юг - будущий Гондор, устье Андуина, Итилиэн, занимающий выгодное стратегическое положение Умбар. Однако колонии существовали и на севере (будущий Арнор), и в самом Эриадоре. Все они были связаны не только по морю, но и по суше - именно для того, чтобы связать северные и южные колонии, был проложен тракт, впоследствии названный Зеленым. Дорога же от Линдона на восток, к Долгому Озеру, явно была проложена по древнему торговому пути. Скрещение этих дорог в Эриадоре контролировал Тарбад, первоначально, по всей видимости, игравший роль форпоста, но постепенно превратившийся в торговую факторию, а затем и в крупный торговый центр. Исходно экспансия была обусловлена нехваткой в Нуменоре полезных ископаемых.
Как было организовано управление колониями? Учитывая то, что после гибели Нуменора северная и южная колонии превратились без особого напряжения в самостоятельные королевства, можно предположить, что достаточно самостоятельные колонии приобретали статус провинций. Аналогия здесь - Римская Империя.
Причем эта аналогия проводится очень последовательно. Сильное государство с развитыми ремеслами и высокой культурой распространяет свое влияние на все доступные ему земли, используя способы как мирные (видимо, именно так было дело в Арноре), так и силовые. Попутно нуменорцы приносят с собой свои знания (умение ковать сталь, строить из камня, разводить виноград и т.д. - см. "Аккалабет" и "О Кольцах Власти"). Постепенно складывается обширный конгломерат Pax Numenorea - с измененным адунаиком в качестве Всеобщего Наречия (аналогичную роль играла в Европе латынь), в той или иной степени воспринявшими культуру Нуменора местными народами, с врагами внешними в лице, к примеру, оставшихся независимыми государств Харада или им подобных, а также Мордором (в котором Саурон явно не забыл, кто загнал его туда и каким образом), с волнами переселений с востока, с внутренними врагами в лице истребленных жителей Энэдвайта или загнанных в горы дунландцев (чем не пикты или даки?).
Чем дальше, тем все более могущественным становится Нуменор. Риму пришлось последовательно сражаться со множеством сравнимых по уровню культуры и военного дела государств, начиная от Карфагена и кончая Парфией. Нуменору соперника нет, и это не удивительно. Ни один другой народ Средиземья не перенял так много знаний от эльфов, не был так тесно с ними связан (а дружба с эльфами - непременное условие праведности и благословения в мире Толкина), ни одним народом не правила династия божественного происхождения, ни один народ не был так одарен богами (в Нуменоре не было ни болезней, ни неурожаев, ни прочих напастей). Кроме того, Нуменор был неуязвим для врагов - остров же! Поэтому первую тысячу лет Нуменор не знал войн вообще и все силы и ресурсы шли на развитие. Астрономия, механика, медицина, горное дело, зодчество, кораблестроение, картография...
Ко временам Тар-Атанамира и Тар-Анкалимона военная машина оказывала значительное влияние на решение государственных дел. С расширением заморских владений должно было расти влияние на политику колониальной администрации. По идее, должен был начать складываться новый класс, нечто вроде служилого дворянства, получающего титулы и землю за военную и колониальную службу, должно было сложиться нечто вроде нового дворянства в колониях. Здесь некоторой аналогией может послужить опыт колониальных держав Европы - Великобритании и Франции. По идее, к концу третьего тысячелетия ВЭ в Нуменоре могла сложиться следующая структура:
- старая нуменорская знать с родословными, уходящими в начало эпохи;
- новая колониальная знать - из младших отпрысков древних родов, выслужившихся простолюдинов, полукровок (нуменорец хорошего рода и дочь местного вождя), ассимилировавшаяся или полуассимилировавшаяся местная знать;
- служилое дворянство;
- слой, аналогичный английским джентри и сквайрам - мелкие лендлорды Нуменора, ведущие происхождение с первых веков;
- нечто вроде йоменов или фермеров Новой Англии - в основном в колониях,
- городские ремесленники;
- торговцы, купцы со "старым капиталом"
- те, кто сколотил состояние или купил землю в колониях;
- "союзники" - живущие под властью Нуменора и признающие его законы местные;
- "союзники-2" - люди союзных Нуменору племен.
Схема может быть более похожей на римскую социальную структуру или на английскую.
При Тар-Атанамире намечается идейный раскол среди нуменорцев. Появляются две партии. Одна называется королевской и возглавляет ее, естественно, король. Вторая называется Верной, и возглавляет ее князь Андуниэ.
Тут надо сделать отступление о роде князей Андуниэ. Судя по всему, этот род почитался в Нуменоре вторым после королевского и был с ним в тесном родстве. Вообще, если посмотреть на приведенную в "Неоконченных Сказаниях" родословную таблицу первых королей, то делается ясно, что практически вся старая нуменорская знать была в родстве с родом Элроса. Однако закон Тар-Алдариона отсек большую часть этих родственников - кроме, видимо, андунийских князей. Вероятно, нуменорские короли довольно часто женились на женщинах этого рода либо королевские отпрыски заключали браки в Андуниэ. Вероятно, андунийские князья играли важную роль в нуменорской политике. Причины этого довольно просты. Помимо родства с королями, андунийцы теснее всех общались с эльфами.
Ко времени раскола должна была произойти дифференциация потоков эмиграции в Средиземье. Те, кто завидовал эльфам и опасался их, явно не стремились на север, в Арнор. С другой стороны, говорившие по-эльфийски друзья эльфов не были в безопасности в крупных колониях юга, преданных королю и далеких от эльфов. Поскольку интересы Нуменора были в основном устремлены на юг (Умбар и Ближний Харад), северная колония постепенно сделалась убежищем Верных, подданных князей Андуниэ. Видимо, андунийцы в частности и Верные вообще играли немалую политическую роль и в Гондоре, раз Исилдур и Анарион были без особых проблем приняты в качестве королей-соправителей, а Элендил был провозглашен Верховным Королем.
С другой стороны, этому немало способствовало именно их происхождение - и Белое Древо.
Противостояние Верных и Людей Короля дошло до предела при Ар-Гимилзоре (годы правления 3102-3177). Дело дошло до распри между наследником Инзиладуном и его младшим братом Гимилкхадом. Однако - многозначительная деталь - отдававший предпочтение Гимилкхаду в качестве наследника король не решился изменить закон наследования, и королем стал старший сын. Ар-Гимилзор стал применять во внутренней политике совершенно противоправные методы. Так, он насильно переселил большинство Верных в восточные провинции, подтолкнув эмиграцию в Арнор. Нормальное такое выселение, да еще и с конфискацией, наверное.
Тар-Палантир (такое тронное имя взял Инзиладун) пытался совершить невозможное - вернуть эстэль эльдайн а фиримойн тем, кто был глух не только к гласу вопиющего в пустыне, но и к гласу Божьему. В его судьбе проявилась вся суть трагедии Нуменора - могущество и знание о Боге сами по себе не гарантируют того, что получивший их будет следовать по пути праведному. Наоборот, такое превознесение способствует развитию разнообразных грехов, прикрытых ханжеством (о конкретных формулировках этого ханжества см. советские пропагандистские приемчики).
В правление Тар-Палантира (3177-3255) разразилась гражданская война. Аналогом ее могут служить гражданские войны Рима. Однако до сражений в самом Нуменоре дело не доходило. Парадокс - партия, называвшая себя Королевской, шла не за королем, а за его братом. Однако свергнуть короля и тем посягнуть на священный порядок они еще не решались.
Что из себя представляла Королевская партия? Явно в нее входили все те, кто жил за счет колоний и войны, то есть нувориши и военные. Вместе с тем старая знать и интеллигенция утрачивали влияние, ведь теперь оно основывалось на силе, а не на знании. Среди Верных же преобладали именно те, кто сохранил знание и обычай.
К слову - о рабстве. Было ли оно в Нуменоре? Ведь Рим, на который мы так часто ориентируемся, немыслим без классического рабства и "говорящих орудий". В "Сильмариллионе" слово slave (раб) используется для обозначения пленника, которого заставляют работать на победителя. В других текстах ("Нарн иХин Хурин", "Путешествие Туора в Гондолин", "Лэ о Лэйтиан", "Серые Анналы" и т.д.) используется слово thrall. В словарях оно сопровождается пометкой ист., а переводится как "раб" и "пленник". И вот оно-то с гарантией обозначает то же, что и норвежское слово трэлль, без напоминаний об античном рабстве. Поскольку германский раб - нечто совсем другое, чем раб римский. Это либо человек, взятый в плен, либо родившийся в неволе. От свободного он отличается мерой ответственности, размером виры и способностью распоряжаться собой. Кроме того, к нему относятся с презрением, поскольку человек храбрый (а именно это качество весьма ценилось у германцев и скандинавов) в плен не сдастся. Тем не менее раб у скандинавов и прочих древних германцев - личность. Именно таково отношение к рабам у эдайн Белерианда. Они, как становится ясно из "Нарн иХин Хурин", с презрением относятся к вастакам племени Ульдора еще и потому, что те держат рабов и обращают в рабство стариков, женщин и детей - то есть тех, кто не в состоянии защитить себя. Рабами называются и попавшие в плен эльфы.
Сначала в Нуменоре не могло быть рабов - просто по определению. А вот во времена расцвета колоний в этих самых колониях рабство могло появиться, хотя трудно сказать, в какой форме. Вряд ли в форме античного рабовладения. Для эдайн слово "раб" остается оскорблением, а не обозначением чего-то привычного. Тем не менее в рассказах о колониальной экспансии Нуменора не раз говорится, что нуменорцы, отрекшиеся от валар и отстранившиеся от эльфов, обращали местные племена в рабство (enslave). Однако во вполне средневековых по устройству Арноре и Гондоре Третьей Эпохи рабство в любой форме должно было умереть довольно быстро - общественный строй не способствовал.
Итак, вернемся к последнему правителю Нуменора. После смерти Тар-Палантира его племянник Ар-Фаразон захватывает власть. Характерно, что он не отваживается делать это открыто. Формально он соблюдает закон - становится королем по праву женитьбы. Беда в том, что брак этот - кровосмесительный и заключен насильно. На какие же силы должен был опираться в своей авантюре Фаразон? Несомненно, на армию и колонии. Не подлежит сомнению, что Нуменор сильно зависел от поставок из колоний - сырье, металлы, самоцветы, древесина. Из Нуменора ведь ничего не вывозили в больших масштабах. Поэтому тот, кого поддерживали армия и колонии, сопротивления не встретил. Таким образом, Ар-Фаразон становится первым солдатским императором Нуменора. И первым открытым тираном, презирающим как закон, так и обычай. Он отрицает все ценности Нуменора, включая долг короля. Завоевания в его правление достигают своего пика, богатства завоеванных и ограбленных стран рекой текут в Нуменор (ср. поток золота и серебра из испанских колоний в 16 веке). Явно Ар-Фаразон предпринял наступление на все древние права и свободы своих подданных. Но при этом вряд ли рискнул конфликтовать с эльфами и притеснять северную колонию.
Словом, Нуменор был готов к Падению, и Саурону оставалось только прийти и сорвать созревший плод. Мог ли Саурон противостоять Нуменору? Наверное, мог, но тут стоит учесть, что, напади Саурон на Нуменор, не остались бы в стороне эльфы, а тогда усилия Тар-Палантира и Верных могли дать свои плоды. Не стоит забывать, что Саурон - местоблюститель Сатаны-Моргота, ловец душ. У него уже были на службе Черные Нуменорцы. Так отчего бы не воспользоваться результатами чужих трудов и не подгрести под себя самое могущественное государство мира, вполне способное этот мир покорить? Цель ведь оправдывает средства. Тем более что не исключена вероятность вмешательства валар в дела Средиземья, как уже однажды случилось. Как всякий злой дух, Саурон не мог прийти в Нуменор без приглашения. И Ар-Фаразон не мог придумать ничего лучше, чем взять его заложником и привезти! См. рассказ Элендила в "Потерянном пути". Через некоторое время Саурон (Зигур) делается доверенным советником короля, а еще через некоторое время - первосвященником новой религии. Этим он присваивает себе то, что ранее было правом и долгом короля - однако короли давно забыли о трех празднествах на вершине Менельтармы.
И тут выплескивается на поверхность давно уже подспудно бродившее: "Чем мы хуже бессмертных эльфов? Почему Аман запретен для нас? Или валар боятся, что мы станем бессмертными и будем могущественнее их?" Страх перед смертью...
Все больше Верных покидает Нуменор.
А Ар-Фаразон собирает армаду, чтобы силой взять то, что ему не дают по просьбе. О событиях этого периода, последних десяти лет существования Нуменора, - см. "Аккалабет".
После Падения нуменорские владения в Средиземье признали власть Элендила - ближайшего родственника короля (или королевы). Арнор и Гондор, видимо, без особых возражений, но вот южные колонии вроде Умбара, в которых было больше Людей Короля и сторонников Ар-Фаразона, могли и воспротивиться или отделиться.
Кроме того, для похода на Валинор, на войну с богами, Ар-Фаразон призвал всех, кого мог, и армию, и флот, так что военная опора его партии в Средиземье пошатнулась. Да и тиранический режим редко бывает устойчив сам по себе.
Такова в общих чертах эволюция государственного устройства Нуменора.
Надо сказать и о терминологии. В Нуменоре знаком власти были не корона и не трон, а скипетр. Передавая власть наследнику, король "передавал скипетр". Наследник же "принимал скипетр", а не восходил на трон и не короновался.
Венец с ярким самоцветом как знак власти появился поздно - при Тар-Алдарионе Эрендис ввела в обычай такое украшение, но значение символа оно приобрело много позже. Вероятно, это тоже андунийское влияние, ведь знаменитый Элендилмир ведет свою историю со времен Сильмариэн, которой он и принадлежал первоначально. Именно этот венец - из митриля, с эльфийским алмазом - станет впоследствии короной Арнора. Второй знак власти в Арноре - серебряный скипетр князей Андуниэ.
Самоцвет для Эрендис Алдарион привез из Средиземья, в тексте об этом камне говорится, что Алдарион получил его в подарок от короля, которому помог победить врагов. Короной Гондора стал шлем Исилдура - крылатая корона Южного Королевства (ср. в "Падении Гондолина" описание короны Тургона - тоже шлем).